►Третий международный квест по цифровой грамотности "Сетевичок" (далее – квест).
Кратко о квесте
1 сентября стартовал III международный квест по цифровой и медиа-грамотности для детей и подростков «Сетевичок».
Цель проекта – формирование у школьников и студентов России и стран СНГ компетенций цифрового гражданина для успешной и безопасной жизни и учебы в сети.
В словосочетание «компетенции цифрового гражданства» входят:
- Цифровое законодательство
- Цифровой этикет
- Кибербезопасность
- Цифровая грамотность
- Цифровое общение
- Цифровой доступ
- Цифровая коммерция
- Цифровые права и обязанности
Квест «Сетевичок» поддержан Министерством образования и науки Российской федерации, Советом Федерации и целым рядом государственных структур как на территории России так и за её пределами.
Нужно отметить, что квест проводится онлайн, это позволяет участникам участвовать в конкурсе в любое время, в любом месте, с любого типа устройств выхода в сеть. Участникам будут предложены онлайн-курсы обучения, онлайн-викторины, конкурсы рисунков и эссе, опросы и тесты, за участие в которых будут начисляться баллы. 10 победителей квеста ждут планшеты, а 30 полуфиналистов получат антивирусную защиту. Победители будут объявлены на трех уровнях: Федерация, регион и район субъекта.
Квест Сетевичок проводится в рамках группы конкурсов, входящих в Национальный рейтинг молодежи "Страна молодых". В рамках конкурсов осуществляется отбор подростков со склонностями к компетенциям будущего.
►ОГЭ по информатике
Сайты для подготовки к ОГЭ по информатике:
Разбор заданий.
Задание 8 № 1261. В программе «:=» обозначает оператор присваивания, знаки «+», «–», «*» и «/» – соответственно операции сложения, вычитания, умножения и деления. Правила выполнения операций и порядок действий соответствуют правилам арифметики.
Определите значение переменной а после выполнения данного алгоритма:
a := 2
b := 6
b := 12+a*b
a := b/4*a
В ответе укажите одно целое число – значение переменной а.
Пояснение.
Выполним программу:
а := 2
b := 6
b := 12+a*b = 12 + 2 · 6 = 24
а := b/4*a = 6 · 2 = 12.
Ответ: 12.
Источник: СтатГрад: Репетиционная работа по информатике 28.04.15 вариант ИН90802.
Задание 8 № 1241. В программе «:=» обозначает оператор присваивания, знаки «+», «–», «*» и «/» – соответственно операции сложения, вычитания, умножения и деления. Правила выполнения операций и порядок действий соответствует правилам арифметики.
Определите значение переменной а после исполнения данного алгоритма.
a := 12
b := 8 + a / 2
a := a – b / 2
Порядок действий соответствует правилам арифметики. В ответе укажите одно число — значение переменной а.
Пояснение.
Выполним программу:
а := 12
b := 8 + a / 2 = 8 + 6 = 14
а := a – b / 2 = 12 – 14 / 2 = 5.
Ответ: 5.
Источник: СтатГрад: Репетиционная работа по информатике 28.04.15 вариант ИН90801.
Задание 9 № 1143. Запишите значение переменной s, полученное в результате работы следующей программы. Текст программы приведён на трёх языках программирования.
Алгоритмический язык |
Бейсик |
Паскаль |
алг нач цел s,k s:=100 нц для k от 0 до 10 s:=s-5 кц вывод s кон |
DIM s AS INTEGER DIM k AS INTEGER s = 100 FOR k = 0 TO 10 s = s – 5 NEXT k PRINT s END |
var s, k:integer; begin s:= 100; for k:= 0 to 10 do s:= s - 5; writeln (s); end. |
Пояснение.
Цикл for k := 0 to 10 do выполнится 11 раз. Каждый раз переменная s уменьшается на 5. Поскольку изначально значение s равно 100, после выполнения программы получим s = 100 − 5 · 11 = 45.
Ответ: 45.
Источник: СтатГрад: Репетиционная работа по информатике 24.02.15 вариант ИН90501.
Задание 9 № 1262. Запишите значение переменой s, полученное в результате работы следующей программы. Текст программы приведён на трёх языках программирования.
Алгоритмический язык |
Бейсик |
Паскаль |
алг нач цел s, k s:=0, нц для k от 1 до 11 s:=s+12 кц вывод s кон |
DIM k, s AS INTEGER s = 0 FOR k = 1 TO 11 s= s+12 NEXT k PRINT s END |
Var s,k: integer; Begin s:=0; for k:=1 to 11 do s:=s+12; write(s); End. |
Пояснение.
Цикл «for k:=1 to 11 do» выполняется одиннадцать раз. Каждый раз переменная s увеличивается на 12. Поскольку изначально s = 0, после выполнения программы получим: s = 11 · 12 = 132.
Ответ: 132.
Источник: СтатГрад: Репетиционная работа по информатике 28.04.15 вариант ИН90802.
Задание 10 № 1263. В таблице Dat хранятся данные о количестве учеников в классах (Dat[1] – количество учеников в первом классе, Dat[2] – во втором и т. д.). Определите, какое число будет напечатано в результате работы следующей программы. Текст программы приведён на трёх языках программирования.
Алгоритмический язык |
Паскаль |
|
алг нач целтаб Dat[1:11] цел k, m Dat[1] := 20; Dat[2] := 25 Dat[3] := 19; Dat[4] := 25 Dat[5] := 26; Dat[6] := 22 Dat[7] := 24; Dat[8] := 28 Dat[9] := 26; Dat[10] := 21 Dat[11] := 27 m := 0 нц для k от 1 до 11 если Dat[k] < 25 то m := m + 1 все кц вывод m кон |
Var k, m: integer; Dat: array[1..11] of integer; Begin Dat[1] := 20; Dat[2] := 25; Dat[3] := 19; Dat[4] := 25; Dat[5] := 26; Dat[6] := 22; Dat[7] := 24; Dat[8] := 28; Dat[9] := 26; Dat[10] := 21; Dat[11] := 27; m := 0; for k := 1 to 11 do if Dat[k] < 25 then begin m := m + 1 end; writeln(m) End. |
Пояснение.
Программа предназначена для нахождения количества классов, в которых менее 25 учеников. Проанализировав входные данные, приходим к выводу, что ответ 5.
Ответ: 5.
Источник: СтатГрад: Репетиционная работа по информатике 28.04.15 вариант ИН90802.
Задание 10 № 1144. В таблице Dat хранятся данные ежедневных измерений количества осадков за неделю в миллиметрах (Dat[1] – данные за понедельник, Dat[2] – за вторник и т.д.). Определите, что будет напечатано в результате выполнения следующего алгоритма, записанного на трёх языках программирования.
Алгоритмический язык |
Паскаль |
алг нач целтаб Dat[1:7] цел k, day Dat[1] := 14; Dat[2] := 10 Dat[3] := 0; Dat[4] := 15 Dat[5] := 0; Dat[6] := 15 Dat[7] := 10 day := 0; нц для k от 1 до 7 если Dat[k] = 0 то day := k все кц вывод day кон |
var k, day: integer; Dat: array[1..7] of integer; begin Dat[1]:= 14; Dat[2] := 10; Dat[3] := 0; Dat[4] := 15; Dat[5] := 0; Dat[6] := 15; Dat[7] := 10; day := 0; for k := 1 to 7 do if Dat[k] = 0 then day := k; write(day); end. |
Пояснение.
Программа предназначена для определения колличества дня последнего дня в неделе, в который не выпало осадков. Следовательно, программа выведет число 5.
Ответ: 5.
Источник: СтатГрад: Репетиционная работа по информатике 24.02.15
Задание 10 № 1081. В таблице Dat хранятся данные о количестве сделанных учениками заданий (Dat[1] заданий сделал первый ученик, Dat[2] — второй и т. д.). Определите, какое число будет напечатано в результате работы следующей программы. Текст программы приведён на трёх языках программирования.
Алгоритмический язык |
Паскаль |
алг нач целтаб Dat[1:10] цел k, m, n Dat[1] := 7; Dat[2] := 9 Dat[3] := 10; Dat[4] := 5 Dat[5] := 6; Dat[6] := 7 Dat[7] := 9; Dat[8] := 10 Dat[9] := 6; Dat[10] := 9 m := 0 ; n := 0 нц для k от 1 до 10 если Dat[k] >= m то m := Dat[k] n := k все кц вывод n кон |
Var k, m, n: integer; Dat: array[1..10] of integer; Begin Dat[1] := 7; Dat[2] := 9; Dat[3] := 10; Dat[4] := 5; Dat[5] := 6; Dat[6] := 7; Dat[7] := 9; Dat[8] := 10; Dat[9] := 6; Dat[10] := 9; m := 0; n := 0; for k := 1 to 10 do if Dat[k] >= m then begin m := Dat[k]; n := k end; writeln(n) End. |
Пояснение.
Программа предназначена для определения дня в который учениками было сделано максимальное количество заданий, а если таких дней несколько, то последний такой день. Это день под номером 8.
Ответ: 8.
Источник: СтатГрад: Тренировочная работа по информатике 30.01.15
Задание 16 № 1087. Автомат получает на вход пятизначное десятичное число. По полученному числу строится новое десятичное число по следующим правилам.
1. Вычисляются два числа — сумма первой, третьей и пятой цифр и сумма второй и четвёртой цифр заданного числа.
2. Полученные два числа записываются друг за другом в порядке неубывания (без разделителей).
Пример. Исходное число: 15177. Поразрядные суммы: 9, 12. Результат: 912.
Определите, сколько из приведённых ниже чисел может получиться в результате работы автомата.
30 1528 116 1519 2019 1920 1915 316 2815
В ответе запишите только количество чисел.
Пояснение.
Проанализируем каждое число.
Число 30 не может быть результатом работы автомата, поскольку числа записываются в порядке неубывания.
Число 1528 не может быть результатом работы автомата, поскольку число 28 невозможно получить сложением трёх цифр.
Число 116 может быть результатом работы автомата, в этом случае исходное число могло быть 18080.
Число 1519 может быть результатом работы автомата, в этом случае исходное число могло быть 57589.
Число 2019 не может быть результатом работы автомата, поскольку числа записываются в порядке неубывания.
Число 1920 не может быть результатом работы автомата, поскольку число 20 невозможно получить сложением двух цифр, а число 192 — сложением трёх цифр.
Число 1915 не может быть результатом работы автомата, поскольку числа записываются в порядке неубывания.
Число 316 может быть результатом работы автомата, в этом случае исходное число могло быть 18181.
Число 2815 не может быть результатом работы автомата, поскольку числа записываются в порядке неубывания.
Ответ: 3.
Источник: СтатГрад: Тренировочная работа по информатике 30.01.15 вариант ИН90202.
20.2 Напишите программу, которая в последовательности натуральных чисел вычисляет сумму всех двузначных чисел, кратных 8. Программа получает на вход натуральные числа, количество введённых чисел неизвестно, последовательность чисел заканчивается числом 0 (0 – признак окончания ввода, не входит в последовательность). Количество чисел не превышает 1000. Введённые числа не превышают 30 000.
Программа должна вывести одно число: сумму всех двузначных чисел, кратных 8.
Пример работы программы:
Входные данные |
Выходные данные |
17 16 32 160 0 |
48 |
20.2 Решением является программа, записанная на любом языке программирования. Пример верного решения, записанного на языке Паскаль:
var a, s: integer;
begin
s:=0;
readln(a);
while a<>0 do begin
if (a mod 8 = 0) and (a > 9) and (a <100) then
s := s + a;
readln(a); end;
writeln(s)
end.
Возможны и другие варианты решения.
Для проверки правильности работы программы необходимо использовать следующие тесты:
№ |
Входные данные |
Выходные данные |
1 |
8 160 15 0 |
0 |
2 |
1 1001 |
0 |
3 |
16 24 5 0 |
40 |
Источник: СтатГрад: Репетиционная работа по информатике 28.04.15 вариант ИН90802.
20.2 Напишите программу, которая в последовательности натуральных чисел находит среднее арифметическое чисел, кратных 8, или сообщает, что таких чисел нет (выводит «NO»). Программа получает на вход натуральные числа, количество введённых чисел неизвестно,последовательность чисел заканчивается числом 0 (0 – признак окончания ввода, не входит в последовательность).
Количество чисел не превышает 100. Введённые числа не превышают 300. Программа должна вывести среднее арифметическое чисел, кратных 8, или вывести «NO», если таких чисел нет. Значение выводить с точностью до десятых.
Пример работы программы:
Входные данные |
Выходные данные |
8 122 64 16 0 |
29,3 |
111 1 0 |
NO |
20.2 Решением является программа, записанная на любом языке программирования. Пример верного решения, записанного на языке Паскаль:
var a, s, n: integer;
begin
s:=0; n:=0;
readln(a);
while a<>0 do begin
if (a mod 8 = 0) then
begin
s := s + a;
n := n + 1;
end;
readln(a); end;
if n > 0 then writeln(s/n :5:1)
else writeln(’NO’);
end.
Возможны и другие варианты решения. Для проверки правильности работы программы необходимо использовать
следующие тесты:
№ |
Входные данные |
Выходные данные |
1 |
2 222 0 |
NO |
2 |
16 0 |
16.0 |
3 |
16 32 64 8 8 5 0 |
25.6 |
Источник: СтатГрад: Репетиционная работа по информатике 28.04.15 вариант ИН90801.
Задание 3 № 1216. Между населёнными пунктами A, B, C, D построены дороги, протяжённость которых (в километрах) приведена в таблице.
A |
B |
C |
D |
E |
F |
|
A |
8 |
3 |
||||
B |
8 |
3 |
||||
C |
3 |
4 |
3 |
|||
D |
3 |
1 |
3 |
|||
E |
4 |
1 |
2 |
|||
F |
3 |
3 |
2 |
Определите длину кратчайшего пути между пунктами A и D (при условии, что передвигаться можно только по построенным дорогам).
1) 7
2) 8
3) 9
4) 11
Задание 13 № 1246. Переведите число 259 из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления. Сколько единиц содержит полученное число? В ответе укажите одно число — количество единиц.
Задание 13 № 952. Переведите число 111011 из двоичной системы счисления в десятичную систему счисления. В ответе напишите полученное число.
Демонстрационный вариант для проверки своих знаний (без решения)
Ответы