Персональный сайт учителя информатики и ИКТ - Ученикам

►Третий международный квест по цифровой грамотности "Сетевичок" (далее – квест).

Кратко о квесте

1 сентября стартовал III международный квест по цифровой и медиа-грамотности для детей и подростков «Сетевичок». 

Цель проекта – формирование у школьников и студентов России и стран СНГ компетенций цифрового гражданина для успешной и безопасной жизни и учебы в сети.

В словосочетание «компетенции цифрового гражданства» входят:

  1. Цифровое законодательство
  2. Цифровой этикет
  3. Кибербезопасность
  4. Цифровая грамотность
  5. Цифровое общение
  6. Цифровой доступ
  7. Цифровая коммерция
  8. Цифровые права и обязанности

Квест «Сетевичок» поддержан Министерством образования и науки Российской федерации, Советом Федерации и целым рядом государственных структур как на территории России так и за её пределами.

Нужно отметить, что квест проводится онлайн, это позволяет участникам участвовать в конкурсе в любое время, в любом месте, с любого типа устройств выхода в сеть. Участникам будут предложены онлайн-курсы обучения, онлайн-викторины, конкурсы рисунков и эссе, опросы и тесты, за участие в которых будут начисляться баллы. 10 победителей квеста ждут планшеты, а 30 полуфиналистов получат антивирусную защиту. Победители будут объявлены на трех уровнях: Федерация, регион и район субъекта.

Квест Сетевичок проводится в рамках группы конкурсов, входящих в Национальный рейтинг молодежи "Страна молодых". В рамках конкурсов осуществляется отбор подростков со склонностями к компетенциям будущего.


 

►ОГЭ по информатике

Сайты для подготовки к ОГЭ по информатике:

Разбор заданий.

За­да­ние 8 № 1261. В про­грам­ме «:=» обо­зна­ча­ет опе­ра­тор при­сва­и­ва­ния, знаки «+», «–», «*» и «/» – со­от­вет­ствен­но опе­ра­ции сло­же­ния, вы­чи­та­ния, умно­же­ния и де­ле­ния. Пра­ви­ла вы­пол­не­ния опе­ра­ций и по­ря­док дей­ствий со­от­вет­ству­ют пра­ви­лам ариф­ме­ти­ки.

Опре­де­ли­те зна­че­ние пе­ре­мен­ной а после вы­пол­не­ния дан­но­го ал­го­рит­ма:

a := 2

b := 6

b := 12+a*b

a := b/4*a

В от­ве­те ука­жи­те одно целое число – зна­че­ние пе­ре­мен­ной а.

По­яс­не­ние.

Вы­пол­ним про­грам­му:

а := 2

b := 6

b := 12+a*b = 12 + 2 · 6 = 24

а := b/4*a = 6 · 2 = 12.

 Ответ: 12.

Источник: СтатГрад: Ре­пе­ти­ци­он­ная ра­бо­та по ин­фор­ма­ти­ке 28.04.15 ва­ри­ант ИН90802.

 

За­да­ние 8 № 1241. В про­грам­ме «:=» обо­зна­ча­ет опе­ра­тор при­сва­и­ва­ния, знаки «+», «–», «*» и «/» – со­от­вет­ствен­но опе­ра­ции сло­же­ния, вы­чи­та­ния, умно­же­ния и де­ле­ния. Пра­ви­ла вы­пол­не­ния опе­ра­ций и по­ря­док дей­ствий со­от­вет­ству­ет пра­ви­лам ариф­ме­ти­ки.

Опре­де­ли­те зна­че­ние пе­ре­мен­ной а после ис­пол­не­ния дан­но­го ал­го­рит­ма.

a := 12

b := 8 + a / 2

a := a – b / 2

По­ря­док дей­ствий со­от­вет­ству­ет пра­ви­лам ариф­ме­ти­ки. В от­ве­те ука­жи­те одно число — зна­че­ние пе­ре­мен­ной а.

По­яс­не­ние.

Вы­пол­ним про­грам­му:

 а := 12

b := 8 + a / 2 = 8 + 6 = 14

а := a – b / 2 = 12 – 14 / 2 = 5.

Ответ: 5.

Источник: СтатГрад: Ре­пе­ти­ци­он­ная ра­бо­та по ин­фор­ма­ти­ке 28.04.15 ва­ри­ант ИН90801.

 

За­да­ние 9 № 1143. За­пи­ши­те зна­че­ние пе­ре­мен­ной s, по­лу­чен­ное в ре­зуль­та­те ра­бо­ты сле­ду­ю­щей про­грам­мы. Текст про­грам­мы при­ведён на трёх язы­ках про­грам­ми­ро­ва­ния.

Ал­го­рит­ми­че­ский язык

Бей­сик

Пас­каль

алг

нач

цел s,k

s:=100

нц для k от 0 до 10

s:=s-5

кц

вывод s

кон

DIM s AS INTEGER

 DIM k AS INTEGER

 s = 100

 FOR k = 0 TO 10

 s = s – 5

 NEXT k

 PRINT s

 END

var s, k:integer;

 begin

 s:= 100;

 for k:= 0 to 10 do

 s:= s - 5;

 writeln (s);

 end.

По­яс­не­ние.

Цикл for k := 0 to 10 do вы­пол­нит­ся 11 раз. Каж­дый раз пе­ре­мен­ная s умень­ша­ет­ся на 5. По­сколь­ку из­на­чаль­но зна­че­ние s равно 100, после вы­пол­не­ния про­грам­мы по­лу­чим s = 100 − 5 · 11 = 45.

 Ответ: 45.

Источник: СтатГрад: Ре­пе­ти­ци­он­ная работа по ин­фор­ма­ти­ке 24.02.15 ва­ри­ант ИН90501.

 

За­да­ние 9 № 1262. За­пи­ши­те зна­че­ние пе­ре­ме­ной s, по­лу­чен­ное в ре­зуль­та­те ра­бо­ты сле­ду­ю­щей про­грам­мы. Текст про­грам­мы при­ведён на трёх язы­ках про­грам­ми­ро­ва­ния.

Ал­го­рит­ми­че­ский язык

Бей­сик

Пас­каль

алг

нач

    цел s, k

    s:=0,

    нц для k от 1 до 11

        s:=s+12

    кц

    вывод s

кон

DIM k, s AS INTEGER

s = 0

 FOR k = 1 TO 11

s= s+12

 NEXT k

 PRINT s

 END

Var s,k: integer;

 Begin

    s:=0;

for k:=1 to 11 do

        s:=s+12;

    write(s);

 End.

По­яс­не­ние.

Цикл «for k:=1 to 11 do» вы­пол­ня­ет­ся один­на­дцать раз. Каж­дый раз пе­ре­мен­ная s уве­ли­чи­ва­ет­ся на 12. По­сколь­ку из­на­чаль­но s = 0, после вы­пол­не­ния про­грам­мы по­лу­чим: s = 11 · 12 = 132.

Ответ: 132.
Источник: СтатГрад: Ре­пе­ти­ци­он­ная ра­бо­та по ин­фор­ма­ти­ке 28.04.15 ва­ри­ант ИН90802.

 

За­да­ние 10 № 1263. В таб­ли­це Dat хра­нят­ся дан­ные о ко­ли­че­стве уче­ни­ков в клас­сах (Dat[1] – ко­ли­че­ство уче­ни­ков в пер­вом клас­се, Dat[2] – во вто­ром и т. д.). Опре­де­ли­те, какое число будет на­пе­ча­та­но в ре­зуль­та­те ра­бо­ты сле­ду­ю­щей про­грам­мы. Текст про­грам­мы при­ведён на трёх язы­ках про­грам­ми­ро­ва­ния.

Ал­го­рит­ми­че­ский язык

 

Пас­каль

алг

нач

    цел­таб Dat[1:11]

    цел k, m

    Dat[1] := 20; Dat[2] := 25

    Dat[3] := 19; Dat[4] := 25

    Dat[5] := 26; Dat[6] := 22

    Dat[7] := 24; Dat[8] := 28

    Dat[9] := 26; Dat[10] := 21

    Dat[11] := 27

    m := 0

    нц для k от 1 до 11

        если Dat[k] < 25 то

            m := m + 1

        все

    кц

    вывод m

кон

 

Var k, m: integer;

    Dat: array[1..11] of integer;

 Begin

    Dat[1] := 20; Dat[2] := 25;

    Dat[3] := 19; Dat[4] := 25;

    Dat[5] := 26; Dat[6] := 22;

    Dat[7] := 24; Dat[8] := 28;

    Dat[9] := 26; Dat[10] := 21;

    Dat[11] := 27;

    m := 0;

    for k := 1 to 11 do

      if Dat[k] < 25 then

            begin

              m := m + 1

            end;

        writeln(m)

 End.

По­яс­не­ние.

Про­грам­ма пред­на­зна­че­на для на­хож­де­ния ко­ли­че­ства клас­сов, в ко­то­рых менее 25 уче­ни­ков. Про­ана­ли­зи­ро­вав вход­ные дан­ные, при­хо­дим к вы­во­ду, что ответ 5.

Ответ: 5.
Источник: СтатГрад: Ре­пе­ти­ци­он­ная ра­бо­та по ин­фор­ма­ти­ке 28.04.15 ва­ри­ант ИН90802.

 

За­да­ние 10 № 1144. В таб­ли­це Dat хра­нят­ся дан­ные еже­днев­ных из­ме­ре­ний ко­ли­че­ства осад­ков за не­де­лю в мил­ли­мет­рах (Dat[1] – дан­ные за по­не­дель­ник, Dat[2] – за втор­ник и т.д.). Опре­де­ли­те, что будет на­пе­ча­та­но в ре­зуль­та­те вы­пол­не­ния сле­ду­ю­ще­го ал­го­рит­ма, за­пи­сан­но­го на трёх язы­ках про­грам­ми­ро­ва­ния.

Ал­го­рит­ми­че­ский язык

Пас­каль

алг

 нач

 цел­таб Dat[1:7]

 цел k, day

 Dat[1] := 14; Dat[2] := 10

 Dat[3] := 0; Dat[4] := 15

 Dat[5] := 0; Dat[6] := 15

 Dat[7] := 10

 day := 0;

 нц для k от 1 до 7

 если Dat[k] = 0 то

 day := k

 все

 кц

 вывод day

 кон

var k, day: integer;

 Dat: array[1..7] of integer;

 begin

 Dat[1]:= 14; Dat[2] := 10;

 Dat[3] := 0; Dat[4] := 15;

 Dat[5] := 0; Dat[6] := 15;

 Dat[7] := 10;

 day := 0;

 for k := 1 to 7 do

 if Dat[k] = 0 then

 day := k;

 write(day);

 end.

По­яс­не­ние.

Про­грам­ма пред­на­зна­че­на для опре­де­ле­ния кол­ли­че­ства дня по­след­не­го дня в не­де­ле, в ко­то­рый не вы­па­ло осад­ков. Сле­до­ва­тель­но, про­грам­ма вы­ве­дет число 5.

 Ответ: 5.
Источник: СтатГрад: Ре­пе­ти­ци­он­ная работа по ин­фор­ма­ти­ке 24.02.15 

 

За­да­ние 10 № 1081. В таб­ли­це Dat хра­нят­ся дан­ные о ко­ли­че­стве сде­лан­ных уче­ни­ка­ми за­да­ний (Dat[1] за­да­ний сде­лал пер­вый уче­ник, Dat[2] — вто­рой и т. д.). Опре­де­ли­те, какое число будет на­пе­ча­та­но в ре­зуль­та­те ра­бо­ты сле­ду­ю­щей про­грам­мы. Текст про­грам­мы при­ведён на трёх язы­ках про­грам­ми­ро­ва­ния.

 

Ал­го­рит­ми­че­ский язык

Пас­каль

алг

 нач

 цел­таб Dat[1:10]

 цел k, m, n

 Dat[1] := 7; Dat[2] := 9

 Dat[3] := 10; Dat[4] := 5

 Dat[5] := 6; Dat[6] := 7

 Dat[7] := 9; Dat[8] := 10

 Dat[9] := 6; Dat[10] := 9

 m := 0 ; n := 0

 нц для k от 1 до 10

 если Dat[k] >= m то

 m := Dat[k]

 n := k

 все

 кц

 вывод n

 кон

Var k, m, n: integer;

 Dat: array[1..10] of integer;

 Begin

 Dat[1] := 7; Dat[2] := 9;

 Dat[3] := 10; Dat[4] := 5;

 Dat[5] := 6; Dat[6] := 7;

 Dat[7] := 9; Dat[8] := 10;

 Dat[9] := 6; Dat[10] := 9;

 m := 0; n := 0;

 for k := 1 to 10 do

 if Dat[k] >= m then

 begin

 m := Dat[k]; n := k

 end;

 writeln(n)

 End.

По­яс­не­ние.

Про­грам­ма пред­на­зна­че­на для опре­де­ле­ния дня в ко­то­рый уче­ни­ка­ми было сде­ла­но мак­си­маль­ное ко­ли­че­ство за­да­ний, а если таких дней не­сколь­ко, то по­след­ний такой день. Это день под но­ме­ром 8.

 Ответ: 8.

Источник: СтатГрад: Тре­ни­ро­воч­ная ра­бо­та по ин­фор­ма­ти­ке 30.01.15 

 

За­да­ние 16 № 1087. Ав­то­мат по­лу­ча­ет на вход пя­ти­знач­ное де­ся­тич­ное число. По по­лу­чен­но­му числу стро­ит­ся новое де­ся­тич­ное число по сле­ду­ю­щим пра­ви­лам.

1. Вы­чис­ля­ют­ся два числа — сумма пер­вой, тре­тьей и пятой цифр и сумма вто­рой и четвёртой цифр за­дан­но­го числа.

2. По­лу­чен­ные два числа за­пи­сы­ва­ют­ся друг за дру­гом в по­ряд­ке не­убы­ва­ния (без раз­де­ли­те­лей).

При­мер. Ис­ход­ное число: 15177. По­раз­ряд­ные суммы: 9, 12. Ре­зуль­тат: 912.

Опре­де­ли­те, сколь­ко из при­ведённых ниже чисел может по­лу­чить­ся в ре­зуль­та­те ра­бо­ты ав­то­ма­та.

30 1528 116 1519 2019 1920 1915 316 2815

В от­ве­те за­пи­ши­те толь­ко ко­ли­че­ство чисел.

По­яс­не­ние.

Про­ана­ли­зи­ру­ем каж­дое число.

Число 30 не может быть ре­зуль­та­том ра­бо­ты ав­то­ма­та, по­сколь­ку числа за­пи­сы­ва­ют­ся в по­ряд­ке не­убы­ва­ния.

Число 1528 не может быть ре­зуль­та­том ра­бо­ты ав­то­ма­та, по­сколь­ку число 28 не­воз­мож­но по­лу­чить сло­же­ни­ем трёх цифр.

Число 116 может быть ре­зуль­та­том ра­бо­ты ав­то­ма­та, в этом слу­чае ис­ход­ное число могло быть 18080.

Число 1519 может быть ре­зуль­та­том ра­бо­ты ав­то­ма­та, в этом слу­чае ис­ход­ное число могло быть 57589.

Число 2019 не может быть ре­зуль­та­том ра­бо­ты ав­то­ма­та, по­сколь­ку числа за­пи­сы­ва­ют­ся в по­ряд­ке не­убы­ва­ния.

Число 1920 не может быть ре­зуль­та­том ра­бо­ты ав­то­ма­та, по­сколь­ку число 20 не­воз­мож­но по­лу­чить сло­же­ни­ем двух цифр, а число 192 — сло­же­ни­ем трёх цифр.

Число 1915 не может быть ре­зуль­та­том ра­бо­ты ав­то­ма­та, по­сколь­ку числа за­пи­сы­ва­ют­ся в по­ряд­ке не­убы­ва­ния.

Число 316 может быть ре­зуль­та­том ра­бо­ты ав­то­ма­та, в этом слу­чае ис­ход­ное число могло быть 18181.

Число 2815 не может быть ре­зуль­та­том ра­бо­ты ав­то­ма­та, по­сколь­ку числа за­пи­сы­ва­ют­ся в по­ряд­ке не­убы­ва­ния.

 Ответ: 3.

Источник: СтатГрад: Тре­ни­ро­воч­ная ра­бо­та по ин­фор­ма­ти­ке 30.01.15 ва­ри­ант ИН90202.

20.2 На­пи­ши­те про­грам­му, ко­то­рая в по­сле­до­ва­тель­но­сти на­ту­раль­ных чисел вы­чис­ля­ет сумму всех дву­знач­ных чисел, крат­ных 8. Про­грам­ма по­лу­ча­ет на вход на­ту­раль­ные числа, ко­ли­че­ство введённых чисел не­из­вест­но, по­сле­до­ва­тель­ность чисел за­кан­чи­ва­ет­ся чис­лом 0 (0 – при­знак окон­ча­ния ввода, не вхо­дит в по­сле­до­ва­тель­ность). Ко­ли­че­ство чисел не пре­вы­ша­ет 1000. Введённые числа не пре­вы­ша­ют 30 000.

Про­грам­ма долж­на вы­ве­сти одно число: сумму всех дву­знач­ных чисел, крат­ных 8.

 

При­мер ра­бо­ты про­грам­мы:

Вход­ные дан­ные

Вы­ход­ные дан­ные

17

16

32

160

0

48

20.2 Ре­ше­ни­ем яв­ля­ет­ся про­грам­ма, за­пи­сан­ная на любом языке про­грам­ми­ро­ва­ния. При­мер вер­но­го ре­ше­ния, за­пи­сан­но­го на языке Пас­каль:

var a, s: integer;

begin

    s:=0;

    readln(a);

    while a<>0 do begin

        if (a mod 8 = 0) and (a > 9) and (a <100) then

            s := s + a;

        readln(a); end;

    writeln(s)

end.

Воз­мож­ны и дру­гие ва­ри­ан­ты ре­ше­ния.

Для про­вер­ки пра­виль­но­сти ра­бо­ты про­грам­мы не­об­хо­ди­мо ис­поль­зо­вать сле­ду­ю­щие тесты:

 

Вход­ные дан­ные

Вы­ход­ные дан­ные

1

8

160

15

0

0

2

1

1001

0

3

16

24

5

0

40


Источник: СтатГрад: Ре­пе­ти­ци­он­ная ра­бо­та по ин­фор­ма­ти­ке 28.04.15 ва­ри­ант ИН90802.

20.2 На­пи­ши­те про­грам­му, ко­то­рая в по­сле­до­ва­тель­но­сти на­ту­раль­ных чисел на­хо­дит сред­нее ариф­ме­ти­че­ское чисел, крат­ных 8, или со­об­ща­ет, что таких чисел нет (вы­во­дит «NO»). Про­грам­ма по­лу­ча­ет на вход на­ту­раль­ные числа, ко­ли­че­ство введённых чисел не­из­вест­но,по­сле­до­ва­тель­ность чисел за­кан­чи­ва­ет­ся чис­лом 0 (0 – при­знак окон­ча­ния ввода, не вхо­дит в по­сле­до­ва­тель­ность).

Ко­ли­че­ство чисел не пре­вы­ша­ет 100. Введённые числа не пре­вы­ша­ют 300. Про­грам­ма долж­на вы­ве­сти сред­нее ариф­ме­ти­че­ское чисел, крат­ных 8, или вы­ве­сти «NO», если таких чисел нет. Зна­че­ние вы­во­дить с точ­но­стью до де­ся­тых.

 

При­мер ра­бо­ты про­грам­мы:

Вход­ные дан­ные

Вы­ход­ные дан­ные

8

122

64

16

0

29,3

111

1

0

NO


20.2 Ре­ше­ни­ем яв­ля­ет­ся про­грам­ма, за­пи­сан­ная на любом языке про­грам­ми­ро­ва­ния. При­мер вер­но­го ре­ше­ния, за­пи­сан­но­го на языке Пас­каль:

var a, s, n: integer;

begin

    s:=0; n:=0;

    readln(a);

    while a<>0 do begin

        if (a mod 8 = 0) then

            begin

                s := s + a;

                n := n + 1;

            end;

        readln(a); end;

    if n > 0 then writeln(s/n :5:1)

        else writeln(’NO’);

end.

Воз­мож­ны и дру­гие ва­ри­ан­ты ре­ше­ния. Для про­вер­ки пра­виль­но­сти ра­бо­ты про­грам­мы не­об­хо­ди­мо ис­поль­зо­вать

сле­ду­ю­щие тесты:

Вход­ные дан­ные

Вы­ход­ные дан­ные

1

2

222

0

NO

2

16

0

16.0

3

16

32

64

8

8

5

0

25.6


Источник: СтатГрад: Ре­пе­ти­ци­он­ная ра­бо­та по ин­фор­ма­ти­ке 28.04.15 ва­ри­ант ИН90801.

                               

За­да­ние 3 № 1216. Между населёнными пунк­та­ми A, B, C, D по­стро­е­ны до­ро­ги, про­тяжённость ко­то­рых (в ки­ло­мет­рах) при­ве­де­на в таб­ли­це.

 

A

B

C

D

E

F

A

 

8

3

     

B

8

   

3

   

C

3

     

4

3

D

 

3

   

1

3

E

   

4

1

 

2

F

   

3

3

2

 
 

 

Опре­де­ли­те длину крат­чай­ше­го пути между пунк­та­ми A и D (при усло­вии, что пе­ре­дви­гать­ся можно толь­ко по по­стро­ен­ным до­ро­гам).

1) 7

2) 8

3) 9

4) 11

За­да­ние 13 № 1246. Пе­ре­ве­ди­те число 259 из де­ся­тич­ной си­сте­мы счис­ле­ния в дво­ич­ную си­сте­му счис­ле­ния. Сколь­ко еди­ниц со­дер­жит по­лу­чен­ное число? В от­ве­те ука­жи­те одно число — ко­ли­че­ство еди­ниц.

За­да­ние 13 № 952. Пе­ре­ве­ди­те число 111011 из дво­ич­ной си­сте­мы счис­ле­ния в де­ся­тич­ную си­сте­му счис­ле­ния. В от­ве­те на­пи­ши­те по­лу­чен­ное число.

Демонстрационный вариант для проверки своих знаний (без решения)

Ответы